Бытует мнение, что от появления на фирме защитников прав трудящихся ничего хорошего ожидать не стоит. Мало того, что они просмотрят документы, так еще «пробегутся» по рабочим местам и побеседуют с сотрудниками. И все же общение с инспекторами может и не привести к плачевным последствиям.

 

Основания для проведения трудовых проверок

 

Руководствуясь статьями 353 и 356 Трудового кодекса, сотрудники государственной инспекции труда (ГИТ) проверяют соблюдение организациями и предпринимателями трудового законодательства.

Проводя проверки, контролеры соблюдают требования многих других документов (ст. 360 ТК), а именно:

  • Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), ратифицирована Законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ (далее – Конвенция МОТ);

  • федеральных законов от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ и от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ;

  • постановления правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78; методических указаний о порядке выдачи предписаний и наложении штрафов (утверждены приказом Рострудинспекции от 10 марта 1998 г. № 19).

Ревизии бывают плановыми и внеплановыми (ст. 7 Закона № 134-ФЗ). Первые могут проводиться не чаще чем один раз в два года. Малое предприятие не имеют права проверять в течение трех лет с момента его государственной регистрации.

О плановой проверке инспекторы предупреждают организацию за день-два до ее начала. Но для более эффективного результата контролеры могут явиться и без предупреждения.

Существует такое понятие, как контрольная проверка. Это внеплановый визит ревизора с целью проверить, устранены ли все нарушения после предыдущего посещения.

ГИТ может осуществить внеплановый выезд еще и в том случае, если она получит из внешних источников информацию о происшествиях, которые могут причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью людей, а также если сотрудники, партнеры или клиенты подают жалобу на компанию, предъявляя при этом наглядные доказательства.

Проверяющий имеет возможность сообщить работодателю, кто именно на него пожаловался, только если заявитель письменно подтвердит намерение раскрыть свою личность (ст. 358 ТК). Трудовые инспекторы вправе прийти в организацию вместе с налоговыми инспекторами или проверяющими соцстраха, если причиной, по которой они появились в офисе фирмы, послужила информация, полученная из ИФНС или внебюджетных фондов.

 

Что учесть при первой встрече с трудовой инспекцией

 

Контролеры обязаны иметь при себе служебные удостоверения и распоряжение о проведении проверки за подписью руководителя региональной инспекции труда или его заместителя. Данный документ должен содержать перечень фамилий ревизоров (остальных вы имеете право не впускать), а также причину, сроки и предмет внеплановой проверки (ст. 8 Закона № 134-ФЗ). В противном случае можно отказать в проходе на территорию офиса.

Если все вышеизложенное соблюдено, а инспекторов не впустили, они вернутся уже с милицией или представителем прокуратуры. А сотрудника, препятствующего проходу контролеров, могут оштрафовать. Если это сам руководитель, штраф составит от одной до двух тысяч рублей. Сумма наказания для любого другого служащего, например, охранника или секретаря, меньше – от пятисот до тысячи рублей (п. 1 ст. 19.4 КоАП).

Нелишним будет позвонить в инспекцию, чтобы выяснить, действительно ли проверяющие были направлены в компанию, сделать ксерокопии всех предъявленных инспекторами документов или записать данные проверяющих.

В общем случае продолжительность ревизии не должна превышать один месяц. Если контролерам требуется выполнить дополнительные процедуры, например экспертизу, срок проверки могут продлить также не более чем на месяц.

 

На что имеет право контролер

 

Конвенция МОТ предоставляет трудовым инспекторам следующие права:

  • в любое время суток без предупреждения проходить в компании, которые находятся на подконтрольной им территории;

  • проверяющие могут посещать и напрямую неподконтрольные им здания, если этого требует предмет проверки. Правда, делать это они вправе только днем;

  • проводить любые проверки и расследования, которые необходимы, чтобы убедиться в том, что фирма полностью соблюдает трудовое законодательство;

  • инспекторы могут потребовать ознакомить их с любыми документами, которые должна иметь фирма согласно требованиям трудового законодательства. Контролеры вправе делать с полученных бумаг копии или выписки.

Дополнительные полномочия инспекторов перечислены в статье 357 Трудового кодекса.

Обнаружив нарушения, контролеры выдадут фирме предписание с указанием устранить их. Кроме того, они вправе привлечь виновных к административной ответственности или даже отстранить их от должности.

У инспекторов есть не только права, но и обязанности. Они перечислены в статье 11 Закона № 134-ФЗ.

 

Предмет исследований

 

Контролеры, несомненно, захотят ознакомиться с учредительными документами организации, с кадровой документацией, трудовыми договорами. Проверят, ведет ли фирма учет трудовых книжек и вкладышей к ним, где и как их хранят. Также проверяющие сверят записи в трудовых книжках с приказами о приеме в компанию, о назначении на новую должность или переводе на другую работу. Инспекторы требуют, чтобы все документы кадрового учета были оформлены по унифицированным формам. Кроме того, они могут потребовать не только кадровые, но и бухгалтерские документы, например, платежную ведомость. Если же поводом проверки послужил несчастный случай, основное внимание ревизоры уделят документам по охране труда.

 

Что в итоге?

 

При выявлении недочетов выдается предписание по их устранению. Данный документ составляется в двух экземплярах. Первый из них с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) получает работодатель, второй остается у службы ГИТ.

Если руководство фирмы быстро устранило допущенные ошибки, инспекторы могут прекратить производство по делу. В противном случае контролеры назначат компании наказание. Ответственность за нарушение трудового законодательства установлена статьями 5.7, 5.27, 5.28 – 5.34, 5.39 Кодекса об административных правонарушениях. В последнее время наказание за нарушение трудового законодательства стало более жестким, однако в судебной практике существуют смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 4.2 КоАП).

Помимо штрафов, деятельность фирмы-нарушителя может быть приостановлена на срок до 90 суток (п. 1 ст. 5.27 КоАП). В течение этого времени компания не сможет отгружать товары, выполнять работы или оказывать услуги (ст. 3.12 КоАП). Такое наказание может назначить только суд. Если фирма или предприниматель досрочно устранят нарушения, фирме могут разрешить работать до истечения срока наказания. Для этого нужно подать судьям соответствующее ходатайство.

Рекомендуется вести журнал учета мероприятий по контролю. Проверяющие обязаны фиксировать в нем даты проверок. Требования к его оформлению установлены статьей 9 Закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ. Факт отсутствия журнала контролеры занесут в акт, который они составят по результатам проверки, но за отсутствие такового штрафы не грозят.

В некоторых регионах утверждены рекомендуемые формы таких журналов.

Если вы хотите достойно встретить трудового инспектора, все-таки необходимо уделять должное внимание оформлению кадровой документации.


Источник: www.buhnews.ru

 

vizit.jpg

.

Голосование

Какие темы СЕМИНАРОВ для Вас наиболее востребованы

Налог на имущество физических лиц, юридических лиц - 10%
К проверке Роспотребнадзора будь готов - 10%
Изменения в налоговом законодательстве - 40%
Изменения в трудовом законодательстве - 20%
Изменения в пенсионном законодательстве - 0%
Изменения в бухгалтерском учете - 20%

Всего голосов:: 10
Голосование по этому опросу закончилось в: 30 Сен 2016 - 00:00