Аттестация рабочих мест по условиям труда обязательна для всех работодателей – как организаций, так и ИП.
Исходя из требований Трудового кодекса, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте (ст.212 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст.209 Трудового кодекса, аттестация рабочих мест по условиям труда является оценкой условий труда на рабочих местах в целях:
Новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011г. №342н и вступил в действие с сентября 2011 года.
Законом от 06.11.2011г. №300-ФЗ внесены изменения в статьи 17 и 22 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998г. №125-ФЗ.
В соответствии с данными изменениями, с 2012 года работодатели обязаны сообщать в ФСС сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих таким осмотрам (п.18 ст.17 закона 125-ФЗ).
Кроме того, начиная с 2012 года, трудовые инспекции (которым организации также обязаны предоставлять результаты аттестации) ужесточают контроль за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда. Об этом уже не раз упоминали их представители.
Чтобы не быть застигнутыми врасплох при проведении проверки трудовой инспекцией, необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, касающиеся аттестации рабочих мест.
НАЧАЛО ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
Работодатели, исполняющие требования Трудового кодекса и собирающиеся провести аттестацию рабочих мест, а так же компании, оказывающие услуги аттестации, должны руководствоваться действующим Порядком.
Все рабочие места работодателя обязательно подлежат аттестации.
Для проведения аттестации работодателю необходимо привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию (одну или несколько, по выбору работодателя), которая выполнит работы по аттестации на договорной основе.
С Реестром аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда можно ознакомиться на сайте Минздравсоцразвития по адресу http://rao.rosminzdrav.ru/.
Обратите внимание: Датой начала проведения аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации (п.8 Порядка).
Соответственно, чтобы избежать штрафных санкций*, организациям и ИП необходимо начать аттестацию. То есть – издать приказ об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации.
*Штрафные санкции за нарушение законодательства о труде и об охране труда, предусмотрены п.1 ст.5.27 КоАП, в следующих размерах:
Аттестацию вновь организованных рабочих необходимо начать не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Указанный срок отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.
АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ
Итак, для начала аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.
Состав аттестационной комиссии и график проведения работ по аттестации утверждаются приказом руководителя.
Согласно п.10 Порядка, в состав аттестационной комиссии включаются:
В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться:
При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям ималому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются:
Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.
Аттестационная комиссия:
1. Осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах.
2. Формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы, организует их изучение.
3. Составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* и указанием:
которые необходимо измерять и оценивать исходя из:
*Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
4. Готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*.
*Постановление Правительства РФ от 31.10.2002г. №787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
5. Присваивает номер каждому рабочему месту уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).
6. Заполняет и подписывает карты аттестации.
7. При необходимости готовит предложения о внесении изменений, дополнений в трудовой договор в части обязательств работодателя:
8. По результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями*.
*В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные, опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АТТЕСТАЦИИ
Аттестующая компания должна выполнить:
При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
Кроме того, аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных по результатам аттестации.
При проведении аттестации работодатель обязан:
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АТТЕСТУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ
При проведении аттестации аттестующая организация:
1. Определяет методы проведения измерений и оценок* на основе действующего Порядка и нормативных правовых актов.
*Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку:
2. Количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку.
3. Исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация.
4. Запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам.
5. Отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
1. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:
2. Приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации.
3. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением №1 к Порядку.
4. Карты аттестации рабочего места по условиям труда (приложение №2 к Порядку), оформляющиеся по Рекомендациям по заполнению карты аттестации рабочего места (приложение №3 к Порядку), с протоколами измерений и оценок.
5. Сводная ведомость результатов аттестации (приложение №6 к Порядку).
6. Сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам (приложение №7 к Порядку).
7. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* (приложение №8 к Порядку).
*План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, представителем работников, передается на утверждение работодателю.
8. Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации (приложение N 9 к Порядку).
9. Сведения об аттестующей организации (приложение №10 к Порядку), с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией:
10. Протоколы заседаний аттестационной комиссии.
11. Заключение по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии).
12. Предписание должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение 10 календарных дней с даты его поступления, подписывает итоговый протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю.
Работодатель в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.
После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
Вышеуказанные документы на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.
Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством РФ. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
В соответствии с п.3 Порядка, результаты аттестации используются в целях:
1. Приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
2. Установления работникам, занятым:
условиями труда:
3. Информирования работников:
4. Контроля за состоянием условий труда.
5. Оценки профессионального риска.
6. Обеспечения работников средствами сертифицированной индивидуальной и коллективной защиты.
7. Подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных или опасных условиях труда.
8. Подтверждения соответствия проводимых работ по охране труда государственным нормативным требованиям.
9. Подготовки списка работников, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим медицинским осмотрам.
10. Расчета скидок или надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
11. Решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания.
12. Рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников.
13. Санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда.
14. Обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников.
15. Приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
16. Обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
17. Сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
© ИА Клерк.Ру, аналитический отдел