Малым и средним предпринимателям на заметку


Многие предприниматели уже в курсе, что в середине лета этого года был принят Закон о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства*(1) (далее - Закон), вступающий в силу с 2008 года. Он придет на смену Закону о государственной поддержке малого предпринимательства*(2), который на протяжении многих лет защищал интересы предпринимателей различных сфер деятельности. Этот нормативный акт гарантировал небольшим предпринимателям льготные условия кредитования, страхования, сохранение порядка и условий налогообложения, а также ряд упрощенных процедур в предпринимательской деятельности. Однако с момента принятия данного закона многое изменилось, а отдельные его нормы устарели и признаны утратившими силу. Чтобы не оставлять субъектов малого предпринимательства без поддержки, законодатель не стал вносить поправки и дополнения в действующий закон, а разработал новый.

 

Как и следовало ожидать, Закон больше носит декларативный характер, мало конкретных предложений и много передано на усмотрение региональным и местным властям. Тем не менее предпринимателям следует с ним ознакомиться, так как со следующего года отстаивать свои права и интересы им предстоит исходя из норм и положений нового Закона.

 

Что предусмотрено для малого и среднего бизнеса?


Начать следует с названия Закона, которое говорит о том, что государство намерено заботиться не только о малых предпринимателях, но и о развитии субъектов среднего предпринимательства. Поэтому и тем и другим необходимо знать, на что они могут рассчитывать в следующем году.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства направлена на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов (п. 1, 2 ст. 6 Закона).

В целях реализации государственной политики нормативно-правовыми актами РФ предусматриваются следующие меры:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

- представление субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности в сокращенном варианте;

- льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество;

- формы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- обеспечение прав и законных интересов субъектов предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные направленные на достижение целей закона меры.

По сравнению с действующим Законом о государственной поддержке малого предпринимательства перечень мер является открытым, что дает свободу органам власти в реализации положений нового Закона. Однако в нем нет знакомой многим предпринимателям нормы о сохранении порядка налогообложения при изменении законодательства (так называемая "дедушкина оговорка"), которая утратила силу в действующем законе. В такой ситуации предпринимателям ничего не остается, как следить за всеми изменениями и поправками, вносимыми в непостоянное налоговое законодательство. На налогах следует остановиться подробнее. Закон предусматривает для малого бизнеса упрощенные правила налогообложения. Какие меры приняты в этом направлении?

 

Насколько упрощено налогообложение?

 

В Налоговом кодексе в настоящий момент нет специальных норм, касающихся субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако упрощенными правилами налогового учета можно воспользоваться, если перейти на специальные налоговые режимы: "упрощенку", "вмененку" и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как видим, выбор есть для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и для крестьянских (фермерских) хозяйств. Преимущества в ведении налогового учета у предпринимателей, применяющих спецрежимы, есть, и, возможно, этот порядок будет упрощаться и далее. Главное - следить за всеми изменениями, периодически вносимыми законодателем в гл. 26.1-26.3 НК РФ.

Следующее, что гарантирует закон субъектам малого предпринимательства в области налогообложения, - упрощенные формы деклараций по отдельным налогам и сборам. Налоговая отчетность по единому налогу, уплачиваемому "вмененщиками" или "упрощенцами", как правило, не вызывает особых трудностей в заполнении. Более того, нормами п. 2 ст. 80 НК РФ "спецрежимники" освобождены от представления в налоговые органы деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают (например, налог на прибыль, НДС, ЕСН). Однако не все субъекты малого предпринимательства могут воспользоваться этим правилом. Тот, кто уплачивает налоги в рамках традиционной системы, представляет декларации по всем налогам, плательщиком которых он является.

Для таких предпринимателей финансовое ведомство в июле этого года Приказом N 62н*(3) утвердило единую "нулевую" декларацию по нескольким налогам. Однако это не решило проблему объемного документооборота "нулевой" отчетности, которая только отнимает время у налогоплательщиков и налоговых органов. Дело в том, что представить одну "нулевую" декларацию по нескольким налогам может предприниматель, у которого не только отсутствуют суммы налога к уплате, но и кассовые (банковские) операции. Если первая оговорка еще встречается на практике, то вторая - очень редкое исключение из правил организации и ведения предпринимательской деятельности. Поэтому остается только догадываться, кто сможет воспользоваться этой упрощенной отчетностью. В такой ситуации не исключено, что многие предприниматели, уплачивающие налоги в рамках общего режима, выберут другой вариант - усложненный, но проверенный. Они будут отчитываться, как и раньше, представляя декларации по всем налогам, плательщиками которых являются независимо от наличия обязательств перед бюджетом.

 

Что сделал для предпринимателей Росстат?

 

В начале этого года отменен статистический инструментарий в отношении субъектов малого предпринимательства*(4). Он возлагал на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей обязанность по представлению сведений о предпринимательской деятельности. Взамен Росстат другим документом - Постановлением от 12.01.2007 N 4 - утвердил отдельную форму ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". Она представляется в органы статистики только организациями. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, данную статформу не составляют.

 

Откуда ждать поддержки?

 

Поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в Законе уделено особое внимание. Они могут рассчитывать на финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь органов власти и местного самоуправления.

Финансовая поддержка осуществляется за счет средств региональных и местных бюджетов путем предоставления субсидий, инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам предпринимателей. Законом предусмотрено предоставление средств и из федерального бюджета, однако для помощи на федеральном уровне Правительство РФ утверждает отдельный порядок.

Имущественная поддержка предпринимателям заключается в передаче им во владение и пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, недвижимости, оборудования на возмездной (безвозмездной) основе или льготных условиях. Субъекты малого и среднего предпринимательства обязаны использовать полученное имущество по целевому назначению, в противном случае органы местного самоуправления могут потребовать его возврата.

Информационная поддержка заключается в создании информационных систем, обеспечивающих субъекты малого и среднего предпринимательства сведениями:

- о реализации федеральных и муниципальных программ развития малого бизнеса;

- о количестве субъектов предпринимательства и об их классификации по видам деятельности;

- об обороте товаров (работ, услуг) предпринимателей;

- о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства;

- о результатах маркетинговых исследований малого бизнеса.

С этими сведениями можно ознакомиться в сети Интернет, на официальных сайтах федеральных, региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Консультационная поддержка предпринимателей предусматривает создание организаций, оказывающих информационные услуги малому и среднему бизнесу, а также компенсацию документально подтвержденных и произведенных субъектами затрат на оплату консультационных услуг.

В дополнение к поименованным видам содействия планируется оказать поддержку малому и среднему бизнесу в области:

- подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- инноваций и промышленного производства;

- ремесленной деятельности;

- внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельности.

Условия и порядок оказания поддержки малому и среднему бизнесу устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов предпринимательства (п. 2 ст. 16 Закона).

В настоящий момент на федеральном уровне не установлено ограничений в отношении состава субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на поддержку. Со следующего года из списка "нуждающихся" будут исключены те, кто поименован в п. 3 ст. 14 Закона. Он касается в основном организаций, предпринимателям следует обратить внимание на следующий п. 4 указанной статьи. Прочитав его, о целевом бюджетном финансировании могут забыть предприниматели, занимающиеся производством и реализацией подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

Но это еще не все. Для того чтобы получить поддержку, нужно выполнить ряд условий, предъявляемых Законом к субъектам малого и среднего предпринимательства. Ответить на вопрос, выполняет хозяйствующий субъект эти условия или нет, сможет, скорее всего, только бухгалтер. Почему? Об этом читатель вероятно уже догадался, поясним его предположения.

 

Кто может рассчитывать на помощь?

 

В качестве субъектов малого и среднего предпринимательства в ст. 4 Закона рассматриваются:

- коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением государственных и муниципальных предприятий);

- индивидуальные предприниматели;

- крестьянские (фермерские) хозяйства.

Для них установлены условия, выполнение которых позволяет войти в ту или иную группу субъектов предпринимательства. Отметим, в действующем Законе о государственной поддержке малого предпринимательства критерии малых субъектов установлены только для предприятий. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, попадают в категорию малых субъектов автоматически без соблюдения каких-либо условий. Однако со следующего года ситуация изменится.

Численность работников для определения своей категории нужно рассчитать всем субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе и предпринимателям. Если средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год составляет от 100 до 250 человек, то субъект предпринимательской деятельности считается средним. Малыми признаются те предприниматели, у которых штат сотрудников не превышает 100 человек. В соответствии с введенными для предпринимателя ограничениями есть основания полагать, что с 2008 года преимуществами субъектов малого предпринимательства смогут воспользоваться меньше предприятий и предпринимателей. Еще одной причиной не столь оптимистичных прогнозов является другой критерий, с которым предпринимателям предстоит знакомство со следующего года.

С 2008 года помимо условия о численности работников вводится ограничение по выручке от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) или балансовой стоимости активов (ч. 1 ст. 4 Закона). Предельные значения для этих показателей устанавливает Правительство РФ для каждой категории субъектов предпринимательства (как для малых, так и средних), а последние определяют выручку или стоимость активов за предшествующий календарный год. Вновь зарегистрированные предприниматели находятся в более выгодном положении, они подсчитывают свою выручку за период, прошедший со дня их государственной регистрации (ч. 5 ст. 4 Закона). Исходя из этого же периода они сравнивают с предельными показатели своей балансовой стоимости активов и средней численности работников, которые не так существенно изменяются со временем, как выручка. Поэтому вновь зарегистрированным предпринимателям следует руководствоваться более устойчивыми во времени показателями, чтобы потом не оказаться "за бортом" субъектов малого и среднего предпринимательства.

Из трех поименованных критериев для определения категории достаточно лишь двух. Это средняя численность работников (в обязательном порядке) и один по выбору - выручка или балансовая стоимость активов. Не исключено, что определенные по этим показателям категории субъектов предпринимательства будут различаться. Тогда о принадлежности бизнеса к малому или среднему следует судить исходя из наибольшего по значению условия. Поясним, о чем идет речь.

Допустим, по средней численности предприниматель относится к сфере малого предпринимательства, а по выручке - к средним хозяйствующим субъектам. Тогда его нужно считать субъектом среднего предпринимательства. Такой же вывод напрашивается в другой ситуации, если предприниматель не соответствует субъектам малого предпринимательства только по средней численности, а по выручке (балансовой стоимости) находится в пределах установленного для этой категории ограничения. Этот субъект предпринимательства будет считаться средним.

При осуществлении деятельности средняя численность, выручка (балансовая стоимость) могут изменяться. Означает ли это, что субъект предпринимательства автоматически переходит в другую категорию? Совсем нет, Закон допускает изменение категории предпринимателя только в случае, если показатели деятельности выше или ниже допустимых в течение двух лет, следующих друг за другом.

Ошибочно считать, что это правило установлено только для смены категорий (с малой на среднюю и наоборот). Если субъект превысил ограничения, установленные для средних предпринимателей, то он исключается из списка последних не на следующий год, а через год, если показатели деятельности так и не снизились до установленных Правительством РФ ограничений. Предельные значения будут устанавливаться на каждый год, а с 2010 года - один раз в пять лет на основе сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Как рассчитать численность, выручку и стоимость активов?

 

Средняя численность работников. Она определяется за календарный год исходя из количества всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, с учетом отработанного времени.

В настоящий момент о том, как рассчитывать среднюю численность работников, приведены разъяснения в Постановлении Росстата N 69*(5). В нем установлен алгоритм расчета средней численности работников за месяц. Для того чтобы определить этот показатель за год, нужно сложить среднюю численность за все месяцы и разделить полученную сумму на количество месяцев. Если предприниматель работал неполный год (например, в связи с сезонным характером работы), то среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы и деления полученной суммы на 12 (п. 90.10 Постановления Росстата N 69).

Расчет среднесписочной численности штатных работников производится на последнее число отчетного периода и включает определение числа:

- полностью занятых работников;

- сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего дня.

Среднесписочную численность первой категории работников рассчитать несложно: нужно определить списочную численность работников за каждый календарный день месяца, полученные результаты сложить, а затем разделить на количество календарных дней в этом месяце. В таком же порядке можно исчислить среднюю численность лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. Эти лица учитываются за каждый календарный день как целые единицы в течение всего периода действия этого договора независимо от срока выплаты вознаграждения.

Алгоритм определения среднесписочной численности второй категории работников (которым установлен режим неполного рабочего времени) немного сложнее. Сначала нужно рассчитать количество человеко-дней, для этого общее количество отработанных работниками часов делится на продолжительность рабочего дня, которая зависит от продолжительности рабочей недели (40, 36 или 24 часа). Потом можно перейти к расчету среднесписочной численности: поделить полученное количество человеко-дней на число рабочих дней в текущем месяце. В аналогичном порядке определяется средняя численность внешних совместителей - пропорционально отработанному времени. Рассмотрим расчет среднесписочной численности работников за месяц.

Пример.

Предположим, что у предпринимателя в ноябре 2007 г. работает 30 сотрудников, из которых:

- 20 человек - полный рабочий день;

- 10 сотрудников привлечены к работе на условиях неполного рабочего времени (6 - по 4 часа и 4 - по 6 часов в день).

В связи с расширением штата 16.11.2007 на работу принято 3 сотрудника, для них предусмотрен полный рабочий день по графику 40-часовой пятидневной рабочей недели.

Произведем расчет среднесписочной численности всех категорий работников за текущий отчетный месяц. Для работников, занятых полный рабочий день, этот показатель составит 31,5 чел. ((30 чел. x 15 дн. + 33 чел. x 15 дн.) / 30 дн.).

Для того чтобы рассчитать среднюю численность сотрудников, работающих на условиях неполного рабочего времени, определим общее количество отработанных ими человеко-часов. Исходя из того, что в ноябре 2007 года 21 рабочий день, количество человеко-часов, отработанных сотрудниками, выполняющими свои трудовые обязанности в режиме частичной занятости, составит 1 008 (4 ч. х 21 раб. дн. х 6 чел. + 6 ч. х 21 раб. дн. х 4 чел.).

Далее определим количество человеко-дней в расчете на нормальную продолжительность рабочего времени - 8 часов при пятидневной неделе. Оно составит 126 чел.-дн. (1 008 чел.-ч. / 8 ч.). Разделив результат на число рабочих дней, получим численность не полностью занятых работников - 6 чел. (126 чел.-дн. / 21 дн.).

Среднесписочная численность всех работников предпринимателя за ноябрь 2007 года составляет 37,5 чел. (31,5 + 6).

Как отмечено выше, аналогичными правилами можно руководствоваться при расчете средней численности лиц, привлекаемых к работе по гражданско-правовым договорам, и внешних совместителей. В итоге все результаты складываются, что дает искомую величину средней численности, используемую для определения предпринимателем своей принадлежности к субъектам малого или среднего бизнеса.

Балансовая стоимость активов. Как определить величину этого показателя предпринимателю, если он не ведет бухгалтерский учет. К сожалению, приходится констатировать, что в Законе этот вопрос не урегулирован. Из этой ситуации есть два выхода: либо предприниматель определяет остаточную стоимость ОС и НМА по данным книги налогового учета доходов и расходов, либо он руководствуется другим показателем - выручкой, который определяется по данным налогового учета. А что делать предпринимателям, которые находятся на "вмененке"? Они не ведут ни бухгалтерский, ни налоговый учет своих доходов и расходов. Для них источник информации о доходах - кассовая книга, которой они могут воспользоваться, определяя свою принадлежность к субъектам малого или среднего предпринимательства. На каком варианте из предложенных остановиться - решать предпринимателю.

В заключение отметим, у предпринимателей с небольшими объемами деятельности в следующем году по-прежнему есть шансы оказаться в составе субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому им следует уделить внимание требованиям Закона и использовать все возможности для развития своего бизнеса.

 

О.В. Сергеева,

эксперт журнала "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"

"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.

____________________________________________________________________________________________________________

 

*(1) Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

*(2) Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утрачивает силу с 01.01.2008.

*(3) Приказ Минфина РФ от 10.07.2007 N 62н "Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения".

*(4) Статистический инструментарий, утв. Постановлением Росстата от 21.12.2006 N 80, признан утратившим силу Постановлением Росстата от 19.02.2007 N 21.

*(5) Постановление Росстата от 20.11.2006 N 69 "Об утверждении порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения: N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

 

vizit.jpg

.

Голосование

Какие темы СЕМИНАРОВ для Вас наиболее востребованы

Налог на имущество физических лиц, юридических лиц - 10%
К проверке Роспотребнадзора будь готов - 10%
Изменения в налоговом законодательстве - 40%
Изменения в трудовом законодательстве - 20%
Изменения в пенсионном законодательстве - 0%
Изменения в бухгалтерском учете - 20%

Всего голосов:: 10
Голосование по этому опросу закончилось в: 30 Сен 2016 - 00:00